Понятия со словосочетанием «инженерное сооружение»
Связанные понятия
Противотанковые заграждения — инженерные заграждения, предназначенные препятствовать продвижению танковых, механизированных и моторизованных формирований противника.
Фортификацио́нное сооруже́ние — постройка, предназначенная для укрытого размещения и наиболее эффективного применения оружия, военной техники, пунктов управления, а также для защиты войск, населения и объектов тыла государства от воздействия средств поражения противника.
Намыв — механизированный процесс гидравлической укладки с заданной плотностью грунтовых или горных пород в земляные сооружения.
Оросительная система — территория, на которой расположены гидротехнические (водозаборные и водонапорные сооружения, каналы, трубопроводы) и эксплуатационные (дороги, мосты) сооружения, опеспечивающие её орошение. Типы системы: открытые и закрытые.
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Строительная площадка — ограждаемая территория, используемая для размещения возводимого объекта строительства, временных зданий и сооружений, техники, отвалов грунта, складирования строительных материалов, изделий, оборудования и выполнения строительно-монтажных работ.
Дноуглубительные работы — разновидность земляных работ, производимых под водой на дне водоёма с целью создания или углубления существующих подходных водных путей к портам, строительства причалов, мостов и других гидротехнических сооружений, прокладывания под водой трубопровода, а также для расширения и увеличения глубины водоемов. При выполнении дноуглубительных работ используются земснаряды, а также грунтоотвозные шаланды. Дноуглубительные работы разделяют на капитальные и эксплуатационные. Капитальные...
Обделка (англ. Lining; нем. Verkleidung, нем. Verschalung; фр. Blindage, фр. Chemisage, фр. Coffrage; исп. Revestimiento, исп. Cubierta) — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения (различные тоннели, машинные залы гидростанций, газовые и нефтехранилища, станции метро и т.п.).
Котлова́н — выемка в грунте, предназначенная для устройства оснований и фундаментов зданий и других инженерных сооружений.
Инженерный танк (сапёрный танк) — специальный танк, многофункциональная инженерная бронированная машина на базе танкового шасси.
Подземные сооружения — объекты промышленного, сельскохозяйственного, культурного, оборонного, коммунального и другого подобного назначения, создаваемые под земной поверхностью, в массивах горных пород.
Укреплённая линия (иногда укреплённая полоса) — оборонительная система укреплённых районов, полос, узлов сопротивления и опорных пунктов, которая насыщена инженерными заграждениями и долговременными фортификационными сооружениями. Как правило, укреплённые линии располагали собственным гарнизоном, который с началом боевых действий мог быть усилен дополнительными полевыми войсками.
У термина дерива́ция существуют и другие значения, см. деривация.Дерива́ция (от лат. derivatio — отведение, отклонение) в гидротехнике — отвод воды от русла реки в различных целях по каналу или системе водоводов.
Подробнее: Деривация (гидротехника)
Противотанковые на́долбы — врытые в землю рядами в определённом порядке деревянные столбы или гранитные глыбы, позднее пирамидальные бетонные или железобетонные изделия (конструкции) применяемые в качестве инженерного заграждения фортификационного типа.
Подробнее: Противотанковый надолб
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Обвалова́ние — система заградительных сооружений (защитных дамб), или земляных валов для защиты территорий, подверженных потенциальному затоплению при изменении уровня поверхностных вод (половодье, паводок, приливы и ветровой нагон воды), а также для ограничения площади разлива нефтепродуктов вокруг резервуарных парков.
Водные преграды — реки, каналы, озера и водохранилища, лиманы, фиорды, проливы и т. п., преодолеваемые войсками в ходе боевых действий или используемые ими при организации обороны.
Подробнее: Водная преграда
Земляные работы, переработка грунта — работы, включающие в себя разработку грунта, перемещение, укладку и уплотнение; входят в состав строительных работ.
Ход сообщения — полевое фортификационное сооружение, разновидность траншеи, основным назначением которой является обеспечение скрытного и безопасного передвижения личного состава вдоль фронта или из/в глубину своих боевых позиций.
Фланки́рующее сооруже́ние — фортификационное сооружение, ведущее огонь вдоль фаса укрепления или вдоль препятствия. Применялись во избежание возникновения мёртвых зон, то есть зон, которые нельзя обстрелять ни из какой точки оборонительного сооружения. К фланкирующим сооружениям можно отнести капонир, равелин, бастею, бастион и др.
Рисберма (нидерл. rijsberm; rijs — ветка и berm — насыпь) — площадка в нижнем бьефе гидротехнического сооружения, укрепляющая дно водотока, предохраняющая его от размыва, выравнивающая пульсации и гасящая энергетику сбрасываемой в русло воды. Нередко располагается за водобоем и возводится в виде каменной отсыпи — наклонной каменной плоскости между несколькими рядами строительных свай, которая осуществляет постепенный переход от более мощных гидротехнических укреплений к менее мощным. Те элементы...
Регуляционное сооружение (также выправительное сооружение) — гидротехническое сооружение, созданное для «регулирования» (выправления формы и водного режима) русла реки с целью защиты от наводнения или обеспечения судоходства.
Военные мосты на жёстких опорах предназначены для обеспечения преодоления водных преград и других препятствий войсками на путях их движения, манёвра и эвакуации. Они позволяют заменить понтонно-мостовые средства и механизированные мосты для обеспечения переправы войск на последующих водных преградах.
Низководный мост (НВМ) — искусственное сооружение (мост), возведённое для преодоления препятствия (река, озеро, болото, овраг, пролив и так далее) на небольшой (незначительно возвышается над горизонтом меженных вод) высоте над его поверхностью.
Подробнее: Низководные мосты
Осушительная система — избыточно увлажнённая территория, на которой расположены гидротехнические (осушительная сеть, шлюзы, насосные станции) и эксплуатационные (дороги, мосты, гидрометрические посты) сооружения, опеспечивающие её осушение. Типы системы: открытые и закрытые.
Водобой — гидротехническое обустройство нижнего бьефа, предназначенное для снижения размыва речного русла путём принятия на себя ударной энергии водяного потока, перекатывающегося через водосливную кромку. Как правило, водобой представляет из себя конструкционно усиленный фрагмент русла реки. В зависимости от вида плотины он может быть выполнен в виде бетонного (ряжевого, свайного) покрытия речного дна, которое может быть также дополнено водобойным колодцем, водобойной стенкой и специальными гасителями...
Инженерная разведка — вид войсковой разведки, которая организуется и проводится в целях добычи сведений об инженерных мероприятиях противника и местности.
Монолитные конструкции — строительные конструкции, изготовленные главным образом из железобетона и фибробетона, основные части которых выполняются непосредственно на строительной площадке путём укладки бетонной смеси и арматуры в предварительно подготовленную опалубку, обычную или несьёмную .
Механизированный мост —- мостовая конструкция транспортируемая, устанавливаемая на преграде и снимаемая с неё мостоукладчиками.
Гидроотвал — гидротехническое сооружение, предназначенное для складирования средствами гидромеханизации пустых пород, отходов горно-обогатительного и металлургического производства (вскрыши, хвостов обогатительных фабрик и др.) .
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений — это комплекс инженерных сооружений и мероприятий, направленный на предотвращение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и др. процессов на территорию, здания и сооружения, а также на защиту от их последствий (СНиП 22-02-2003).
Гидромеханизация, гидромеханизированный метод (от др.-греч. ὕδωρ — вода и др.-греч. mechane — орудие, машина) — способ производства земляных и горных работ, обогащения руды, при котором все или основная часть технологических процессов проводятся энергией движущегося потока воды.
Капони́р (фр. caponniere — ниша) или полигональный фронт — фланкирующее сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям.
Ми́нное загражде́ние — искусственные инженерные препятствия, создаваемые заблаговременно или в ходе военных действий для нанесения максимальных потерь (ущерба) противнику, в том числе противодействия продвижению и маневру его сил и средств — войск по суше, кораблей и иных плавучих средств по воде и посадке самолётов (вертолётов) на суше. В зависимости от места применения минные заграждения делятся: на «наземные», «морские» (озёрные, речные) и «воздушные».
Мостострое́ние, Строительство мостов — сооружение инженерных конструкций, обеспечивающих транспортным средствам и людям проезд/проход через природные и рукотворные препятствия: реки, проливы, долины, овраги, каньоны, каналы, водотоки, другие дороги, и соединяющие в единую сеть подобные транспортные системы.
Батардó (фр. batardeau — временная плотина; перемычка; запруда; шандорное заграждение) — внешняя вспомогательная крепостная постройка, возводимая во рвах приречных крепостей, представляющая собой каменную или кирпичную плотину с водяными воротами в крепостном рве для преграждения доступа в ров воды или впуска воды в ров и регулирования её уровня на требуемой высоте.
Подробнее: Батардо
Тонне́ль, или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
САРМ — средний автодорожный разборный мост, предназначен для наведения новых и восстановления разрушенных высоководных мостов на военных автомобильных дорогах в короткие сроки.
Согласно ГОСТ 32871-2014 под водопропускной трубой понимается инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока. Аналогичные сооружения устраивают и на железной дороге.
Подробнее: Водопропускная труба
Дю́кер (от нидерл. duiker, пришло в русский через нем. Düker «сифон») — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. Дюкеры используются в системах водопровода, канализации, орошения и т. п.
Проран — свободная (не перекрытая) часть русла реки, предназначенная для пропуска воды реки при строительстве гидротехнического сооружения; либо узкий проток в косе, отмели или спрямленный участок реки, образовавшийся в результате прорыва излучины в половодье.
Танкоопасное направление — полоса местности, лишённая крупных естественных либо искусственных преград, таких как плотная застройка, водоёмы большой площади, горы, овраги, болота и т. п., которые бы затрудняли противнику массированное задействование в бою бронетанковой техники.
Основным нормативным документом при строительстве метрополитенов в России является СНиП 32-02-2003 «Метрополитены».
Подробнее: Строительство метрополитена
Блокга́уз (нем. Blockhaus «бревенчатый дом») — фортификационное огневое сооружение, приспособленное для ведения кругового ружейного и артиллерийского огня и для проживания гарнизона.
Сооруже́ние — это объемная, плоскостная или линейная строительная система, имеющая наземную, надземную и (или) подземную части, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Ледовая переправа — это переправа (дорога, путь), проложенная по ледяному покрову рек, озер, морей и других водных преград (водных объектов).
На́сыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта. Используется, как правило, для сооружения автомобильных дорог, железнодорожных линий и каналов, чтобы избежать сильного перепада высот на транспортных линиях. Альтернативой насыпям может служить сооружение объездов или путепроводов. Помимо насыпей для схожих целей используется и выемка, там где грунт расположен изначально выше, чем требуется. Насыпи часто сооружаются с использованием грунта, полученного из выемки. Насыпь должна быть построена...
Блинда́ж (фр. blindage, от фр. blinder — «покрывать заслонами») — постоянное или временное фортификационное подземное сооружение для защиты от пулемётного, артиллерийского, миномётного огня, от напалма и оружия массового поражения и для отдыха личного состава. По своей конструкции напоминает сруб, полностью заглублённый под землю. Поскольку эти строения строились в основном в военное время для размещения штабов, полевых больниц и т. п., то их старались делать как можно более сокрытыми от глаз противника...